В часовнике бийчанки обнаружили рукописные копии сочинений Ивана Грозного

Банкфакс.

Фрагмент рукописи, обнаруженной в часовнике
Фрагмент рукописи, обнаруженной в часовнике

Студенты-практиканты Новосибирского государственного университета обнаружили в бийском музее рукописную копию одного из знаменитых сочинений Ивана Грозного. Страницы были вклеены в печатную книгу, в прошлом принадлежавшую староверам, которую две недели назад принесла в музей пожилая горожанка, сказано на офсайте вуза.

О сохранившейся в семье старинной книге 85-летняя женщина смогла рассказать лишь то, что она досталась ей от родителей, которые приехали из Владимирской области. На исходе жизни женщина решила отдать часовник в Музей истории Алтайской духовной миссии, поскольку там уже хранится целая коллекция рукописных и печатных книг XVII–XX веков. Исследованием книжного памятника занялась студентка второго курса гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета, приехавшая в Бийск на археографическую практику, Софья Сугачевская. Именно она обнаружила вклеенные в печатное издание рукописные страницы. По каталогам, которые студентка просмотрела вместе с преподавателями, выяснилось, что часовник был напечатан в конце XVIII века (после 1790 года) в тайной старообрядческой типографии Федора Карташова.

Софья Сугачевская, студентка второго курса гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета:

Это вторая старопечатная книга, с которой я работала на практике. Первой была Азбука («Начальное учение человеком, хотящим учитися книг…»), и с ней не возникло никаких сложностей, поскольку она подробно описана в справочной литературе. Конечно, работать над часовником оказалось гораздо сложнее. По совету преподавателей, я попыталась понять, включена ли рукописная часть в состав книги взамен утраченных печатных листов или представляет собой особую вставку. Я поняла, что имею дело с двумя отдельными текстами, вплетенными в основной блок книги. По-видимому, их переписывали разные люди, так как почерк в написании сложных литер, на первый взгляд, отличался один от другого.

Софья Сугачевская за работой над рукописью
Софья Сугачевская за работой над рукописью

Спустя несколько дней исследователям удалось установить, что две вставки в часовник являются рукописными копиями известных сочинений второй четверти XVI и первой четверти XVII века. Оба текста представляют собой образцы гимнографии — основной формы стихотворного творчества в древнерусской литературе. Первый из них, «Канон Ангелу Грозному воеводе», в рукописях известен под авторством Парфения Уродивого. Этим же именем подписано сочинение, посвященное полемике, которую вел царь Иван Грозный с чешским пастором Яном Рокитой. Уже XX веке академик Лихачев обосновал существующее тогда предположение, что этого псевдоним самого царя.

Второй рукописный текст оказался кратким вариантом «Службы иконе Софии Премудрости Божией», созданной известным российским писателем первой половины XVII века князем Семеном Шаховским. Подобно «Канону Ангелу Грозному воеводе», «Служба иконе Софии Премудрости Божией» распространялась исключительно в рукописях. Исследователи говорят об этом сочинении как о выдающемся произведении русской гимнографии. Интересно, что «Служба иконе Софии Премудрости Божией» написана в форме акростиха. Первые буквы семи тропарей (песнопений) составляют 18 букв славянского алфавита — аз, буки, веди и т.д, а в восьмом и девятом тропарях автор зашифровал свое имя — «Симеон».

Василий Подопригора, младший научный сотрудник Отдела редких книг НГУ:

На бумаге, которая использовалась для самого часовника, видна на просвет сетка — продольные и поперечные линии — это так называемые вержеры и понтюзо, и филиграни (водяные знаки), которые позволяют с точностью до пяти лет датировать книгу. На книге есть выходные данные, но они — «мистификация», поскольку книга напечатана в тайной старообрядческой типографии и точная дата ее появления в свет может быть определена только специалистами. Что касается бумаги: это бумага ручной выделки, ее производили не из древесной целлюлозы как сейчас, а из старого льняного тряпья. В отличие от часовника, для рукописных сочинений, включенных в него, была взята бумага машинной выделки. Ее называли «рольной». Бумагоделательные машины, производившие бумагу такого типа, в России появились не ранее 10-х годов XIX века, целлюлозную бумагу датируют серединой того же века. Эта бумага без водяных знаков, но она имеет свои датирующие приметы. Время создания рукописи помогают определить и почерки. В данном случае это старообрядческий полуустав конца XIX–начала XX века.

Исследователь держит в руках фрагмент рукописи
Исследователь держит в руках фрагмент рукописи

В результате всех изысканий новосибирские филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя после ее появления. Об этом говорит и характер бумаги — очень важный параметр для специалистов. По мнению ученых, такие находки — свидетельство важности сохранения традиций, историческая и культурная память. «Тщательно переписанные тексты говорят о важности и особом внимании, которое уделялось этим сочинениям. Для староверов, которые и включили их в состав часовника — книги, предназначенной как для молитвы, так и для обучения детей, — это было духовное чтение. Именно в жизненном обиходе старообрядцев и оказались широко востребованы сочинения древнерусской традиции. Подумайте, созданные несколько веков назад, эти тексты участвовали в обыденной жизни человека в конце XIX– начале XX века», — пояснила профессор НГУ Елена Дергачева-Скоп.

По словам новосибирских филологов, кафедра древних литератур и литературного источниковедения НГУ и Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН много лет издают серию «Материалов к сводному каталогу рукописей, старопечатных и редких книг Сибири и Дальнего Востока». Эта серия в будущем должна превратиться в сводный каталог, экземпляры которого будут представлены не только в формате археографических описаний, но и в цифровом виде. Исследования по бийскому часовнику также будут включены в данный каталог.

Читать далее >>>

Добавить комментарий